Тренинг общения для детей

Тренинг подходит для сплочения класса, позволяет детям лучше узнать друг друга, а стеснительным ребятам обрести новых друзей.

Fingers

Вопросы вводного рассказа:
1. Чем нам здесь предстоит заниматься?
• Играми и упражнениями. Всякая психологическая игра имеет «двойное дно» — на поверхности лежит возможность получить удовольствие, но ее смысл к этому не сводится, игра также дает возможность лучше узнать себя и других, чему-нибудь научиться и т.п.
• Беседами на интересные для нас темы, имеющими отношение к психологии.
• Изучением некоторых наших психологических качеств и обсуждением полученных результатов.
2. Какую пользу это нам принесет?
• Мы сможем лучше понять самих себя: свои чувства, переживания, желания.
• Мы будем учиться выражать свои чувства и желания так, чтобы другие люди лучше понимали нас.
• Мы сможем более успешно общаться с другими людьми: лучше понимать их, меньше конфликтовать.
• Наконец, мы просто хорошо и весело проведем время!
Возможны и другие варианты вводных бесед — например, кратко рассказать о том, кто такие психологи и чем они занимаются, или расспросить самих участников, что они уже знают о тренинге и чего ждут от него.
После вводной беседы группа приступает к игре.

2.РАЗМИНКА

  • Знакомство

Понадобится плюшевая игрушка или другой «заметный предмет». Ведущий: «Ребята, сейчас мы познакомимся поближе. Давайте каждый, скажет своё имя и какой-нибудь интересный факт о себе. Например, меня зовут Аня, я люблю отдыхать на море и хожу в кружок танцев». Игрушка передается по кругу, у кого игрушка – тот рассказывает про себя.

  • Комплимент

Понадобится плюшевая игрушка или другой «заметный предмет». Каждый участник выбирает кого-либо из группы, говорит ему комплимент и передает игрушку, например, «Аня, ты мне нравишься за то, что подсказала вчера на контрольной», или «Игорь, у тебя красивая рубашка сегодня». Игрушка должна побывать у каждого участника, чтобы все получили комплименты.

  • Карандаши

Описание упражнения. Суть упражнения состоит в удержании карандашей или авторучек, закрытых колпачками, зажатыми между пальцами стоящих рядом участников. Сначала участники выполняют подготовительное задание: разбившись на пары, располагаются друг напротив друга на расстоянии 70 — 90 см. и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Дается задание: не выпуская карандаши, двигать руками вверх — вниз, вперед — назад.
Желательно попросить ребят поменяться местами: например весь 1ый вариант 1го ряда сядет на 1ый вариант 3его ряда и.т.п. Это делается для того, чтобы дети, которые раньше не общались – поближе познакомились друг с другом.
После выполнения подготовительного задания группа встает в свободный круг (расстояние между соседями50 — 60 см.), карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания.
1. Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение.
2. Вытянуть руки вперед, отвести назад.
3. Сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед (сужение и расширение круга).
4. Наклониться вперед, назад, выпрямиться.
5. Присесть, встать.
Обсуждение. Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали? А на что ориентироваться при выполнении этих действий? Как установить с окружающими необходимое для этого взаимопонимание, научиться «чувствовать» другого человека?
От этого обсуждения делается переход к теме психологической программы, на который пришли и участники. Программа направлена на то, чтобы в игровой форме развивать необходимые для этого умения — например, координировать совместные действия, устанавливать взаимопонимание с окружающими. А такие умения необходимы для достижения успеха в очень многих жизненных ситуациях (примеры ситуаций пусть приведут сами подростки).

3.ОСНОВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

  • Упражнение «Вавилонская башня»

Разделить ребят на 3 группы: попросить рассчитаться на 1-2-3ий и разделить на группы по номерам.
Описание упражнения. Упражнение выполняется в подгруппах по 4-6 человек. Каждой из подгрупп выдается примерно по 100-150 листов бумаги (возможно, предназначенной в макулатуру) или пачка газет и дается задание: построить из этих листов максимально высокую башню, не используя каких-либо скрепляющих материалов Для выполнения этого упражнения обычно достаточно 10-15 минут, хотя если работа идет очень активно и запас бумаги у подгрупп не закончился, время целесообразно увеличить до 25-30 минут. Можно сделать акцент на эстетической стороне работы (украшение построенной башни) или на максимально возможной высоте постройки и организовать соревнование между подгруппами.
Психологический смысл упражнения. Упражнение приводит к повышению групповой сплоченности, позволяет развивать способности выдвигать и отстаивать свои идеи, вызывает у участников положительные эмоции.
Обсуждение. Как распределилась работа между участниками в подгруппах? Кому принадлежали идеи по конструкции различных частей башни, какие психологические качества потребовались, чтобы воплотить эти идеи в жизнь?

  • Групповая дискуссия «Факты о нас»

Описание. Участники делятся на 2-3 подгруппы, равные по числу участников и, желательно, с одинаковым соотношением мальчиков и девочек. Попросить рассчитаться на 1-2-3ий и разделить на группы по номерам.
Ведущий озвучивает адресованные подросткам вопросы, руководствуясь приведенным ниже перечнем. Подростки, которые могут положительно ответить на очередной вопрос, внутри своих подгрупп рассказывают об упоминаемых фактах более подробно: когда, где и при каких обстоятельствах имели место упоминаемые события, что конкретно они знают и умеют и т. п. После этого ведущий называет количество баллов, которыми оцениваются различные варианты ответов на вопрос, и внутри каждой из подгрупп подросток, выбранный на роль «счетовода», подсчитывает общую сумму баллов, набранную в подгруппе. Следует заранее предупредить участников, что это игра на честность, проверить в ней можно далеко не все варианты ответов.
Примерный перечень вопросов
1. Кто на каких музыкальных инструментах хорошо умеет играть? По одному баллу за каждый инструмент.
2. Кто был в Третьяковской галерее — 1 балл, если это произошло в течение последнего месяца — 2 балла.
3. Кто когда-нибудь плавал на парусной лодке —1 балл.
4. Кто хотя бы раз в последний год близко видел пожар — 1 балл. Если когда-нибудь (не только в последний год) сам оказался в роли пострадавшего на пожаре — 2 балла.
5. Кто и какой иностранный язык знает? Можешь объясниться на нем — 1 балл, разговариваешь свободно и читаешь без словаря — 2, знаешь два или больше иностранных языков — 3.
6. Кто уже самостоятельно зарабатывает деньги — 1 балл.
7. Кто хотя бы раз за последний год катался на велосипеде — 1 балл, если упал— 2. Если это было катание с кем-нибудь вдвоем на одном велосипеде — 2 , упали — 3.
8. Кто хотя бы раз за последний месяц был в театре — 1 балл.
9. У кого за прошлый год все пятерки — 3 балла, большинство пятерок и нет троек— 2 балла, большинство четверок и нет троек — 1 балл.
10. Кто умеет кататься на роликовых коньках, скейте, сноуборде — по 1 баллу за каждый снаряд.
11. Кто за последний месяц прочитал хотя бы одну книгу из тех, что не проходят в школе, — 1 балл.
12. Кто уже был на психологическом тренинге помимо этого — 1 балл. Если был на двух и больше тренингах — 2.
Если ведущий расширяет или модифицирует, перечень вопросов, то следует помнить о том, что вопросы должны, как правило, носить позитивный характер, давать участникам возможность раскрыть положительные факты про себя, быть может, даже немного похвастаться, а не требовать рассказа о своих недостатках и неудачах.
На обсуждение каждого вопроса дается в среднем 1-2 минуты, однако если он вызвал активную дискуссию — время целесообразно увеличить. Сначала вопросы задаются ведущим, потом имеет смысл каждой команде самостоятельно придумать и задать несколько вопросов. В конце дискуссии подсчитывается общая сумма баллов в каждой из команд, подростки возвращаются в общий круг и делятся наиболее интересными фактами друг о друге, которые они узнали и запомнили на стадии работы в подгруппах.
Психологический смысл дискуссии. Подростки получают возможность более близко познакомиться, лучше узнать друг друга, рассказать о своих сильных сторонах и различных фактах из своего жизненного опыта.

  • Упражнение «Стеклянная дверь»

Описание упражнения. Участники разбиваются на пары. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что вы садитесь в вагон метро. Один из вас успел зайти внутрь, а второй — нет, когда двери закрылись. Вы оказались разделены стеклянными дверями. Слышать друг друга вы уже не можете, но прекрасно видите собеседника. Тот, кто остался на перроне, хочет сообщить другому о времени и месте следующей встречи. На это есть 15 секунд — потом поезд уйдет». Участники становятся лицом друг к другу на расстоянии 1,5-2 м, ведущий дает команду: «Двери закрываются», участники «разговаривают» сквозь них, через 15-17 секунд ведущий говорит: «Поезд уехал!» — общение заканчивается. «Уехавший» говорит, какой он сделал вывод о времени и месте встречи, а «оставшийся на перроне» либо соглашается, либо уточняет, что он все-таки имел в виду. Потом участники меняются ролями.
При наличии времени и желания участников можно провести это упражнение несколько раз, меняя состав пар. Следует также обратить внимание участников на то, что встреча должна произойти не на следующей станции через несколько минут (тогда упражнение будет слишком простым и неинтересным), а где-то в другой части города, в другое время или день. Естественно, можно менять и темы сообщения.
Кроме того, возможна следующая модификация упражнения: ведущий не задает участникам роли (кто должен передавать информацию, а кто принимать), а просто предлагает договориться. Этот вариант потребует больше времени, но зато позволит проследить, кто какой стратегии придерживается в диалоге: берет на себя инициативу, занимает выжидательную позицию и ждет проявления инициативы от партнера или же стремится к подлинному диалогу.
Психологический смысл упражнения. Упражнение развивает экспрессивность и способствует улучшению взаимопонимания в группе. Участники в ходе выполнения этого упражнения убеждаются, как много возможностей для общения существует и без использования речи.
Обсуждение. С помощью чего осуществлялось общение, когда использовать речь было нельзя? Легко ли было понимать такой «разговор»? А самому передавать таким образом информацию?

  • Упражнение «На льдине»

Участники делятся на команды по 5 – 7 человек (желательно, чтобы все команды были одинакового размера и между ними равномерно распределились парни и девушки). Каждой из команд выдается большой газетный лист, который они расстилают на полу. Ведущий зачитывает инструкцию: «Представьте себе, что вы оказались на отколовшейся льдине, дрейфующей посреди бушующего моря. Льдина – это ваша газета. Вам всем нужно разместиться на ней и продержаться несколько минут, чтобы дождаться спасателей. Касаться пола за пределами газеты нельзя – кто сделает это, тот считается «утонувшим». Когда участники разместятся на своих «льдинах» и продержаться в таком положении 15 – 20 секунд, ведущий сообщает, что шторм отломил по кусочку от каждой из льдин, и отрывает примерно j части от каждой газеты, предлагая участникам разместиться на том, что осталось. Так повторяется 2 – 3 раза. Если в команде тонет один человек. Она получает предупреждения, если два или больше – выбывает из игры («ваша льдина перевернулась»). Победившей считается команда, которая продержится дольше других.
Техника подразумевает тесный телесный контакт участников и включает элемент совместного риска, поэтому не рекомендуется проводить ее как в недостаточно «разогретых» группах, где участники демонстрируют зажатость и стеснение, так и в чрезмерно активных, трудно управляемых группах.
Психологический смысл упражнения. Техника, по мимо активизации участников к творческому решению поставленной перед ними проблемы, способствует сплочению, формированию взаимного доверия. Кроме того, она наглядно демонстрирует основной принцип командной работы: выиграть индивидуально нельзя, это могут сделать только все вместе. Зато проиграть можно и индивидуально («упасть со льдины»), поставив под угрозу действия всей команды.
Обсуждение. Сначала участники делятся эмоциями и чувствами, возникшими в процессе выполнения упражнения, потом – своими соображениями по поводу того, что позволило победившей команде лучше справится с такой ситуацией, а что «сгубило» остальных. После этого ведущий просит привести примеры жизненных ситуаций, где проявляются сходные механизмы.

4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Получение углубленной обратной связи
В середине программы имеет смысл провести дополнительный опрос, направленный на получение обратной связи от группы. Это даст ведущему возможность скорректировать содержание и методы проведения последующих занятий, а для участников послужит промежуточным подведением итогов.
Методы получения обратной связи
Незаконченные предложения, завершить которые предлагается участникам. Примеры предложений.
— В нашей группе я…
— На наших занятиях я научился…
— Было бы лучше, чтобы на наших занятиях…
— Думаю, что у нас в группе…
— Мне бы хотелось, чтобы на следующих занятиях…
ИГРЫ ДЛЯ ДЕТСКИХ ПРАЗДНИКОВ

1.ПОЙДЕМ СО МНОЙ
Вам понадобится магнитофон или другой музыкальный проигрыватель (телефон). Число игроков – от 8 человек.
Помещение для игры должно быть достаточно просторным, чтобы все участники свободно расселись на стульях по кругу. Один из участников будет ведущим. Для него стул не нужен, он просто встает в центр круга. Вы должны стоять рядом с магнитофоном, чтобы следить за музыкой.
Скажите следующее: «Я хочу предложить вам игру, которая называется «Пойдем со мной». Правила игры таковы: каждый из вас за исключением одного садится на стул. Займите места. Тот, кому места не досталось, будет нашим первым ведущим. Как только я включу музыку, ведущий пойдет по кругу против часовой стрелки, вытянув правую руку. Остальные игроки будут сами решать, возьмутся ли они за протянутую руку или нет. Если да, то Вы берете ведущего за руку и идете вдоль круга вместе с ним, вытянув свою правую руку, за которую может взяться следующий желающий. Постепенно растущая цепочка ходит по кругу, пока за неё не возьмется последний сидящий игрок.
Я неожиданно выключу музыку , и в этот момент вы должны успеть занять стул. Тот, кому не досталось места в этот раз, становится ведущим. Как только заиграет музыка, игра начнется снова».

2.СПИНА К СПИНЕ
Эта игра должна проходить в достаточно большом помещении, число игроков – от 12 человек.
Скажите следующее: «Я хочу предложить Вам игру в ходе которой Вы сможете узнать друг друга со всех сторон в прямом смысле этого слова. Разбейтесь на пары. Тот, кому не хватило пары, будет ведущим (если число участников четное, вы сами сможете принять участие в игре и на первых порах взять на себя роль ведущего). Парами разойдитесь по комнате.
Теперь послушайте правила игры: когда ведущий крикнет: «Спина к спине!» — вы встаете со своим напарником так, чтобы прикасаться друг к другу спинами. У вас всего несколько мгновений, чтобы потрогать спину партнера и запомнить, какова она наощупь. Когда ведущий крикнет: «Лицом к лицу!», вы поворачиваетесь и встаете друг к другу лицом на небольшом расстоянии. Теперь запомните лицо вашего партнера. Когда ведущий крикнет: «Меняйтесь!», вы быстро должны подбежать к любому другому игроку и образовать пару с ним. Ведущий тоже ищет себе пару, а тот, кто остался без партнера, становится ведущим в следующем раунде.

3.КОЛБАСКА
Ведущий: «Один из вас будет журналистом, который берет интервью. Журналист будет задавать каждому из Вас вопросы, например: «Как ты думаешь, как выглядит твой нос?», «Из какого материала сшито твое платье?», «Что делает тебя красивым?»… и так далее. Все остальные игроки должны отвечать на любые вопросы только одним словом – «колбаска». Естественно, по договоренности в качестве ответа можно использовать другое слово. Все должны сохранять абсолютную серьезность, как при вопросах, так и при ответах. Первый игрок, который улыбнулся, засмеялся, хихикнул, ухмыльнулся или каким-то иным образом выразил свои чувства, объявляется проигравшим. Чтобы поупражняться в серьезности, этот игрок будет в следующем круге журналистом.

Литература:

1.Грецов А. Г.Тренинг общения для подростков. — СПб.: Питер, 2007. —160 с.
2.Фопель К. Игры для детских вечеринок.- М.:Генезис, 2008.-160 с.

 

Comments are closed.