Роль психолога в воспитании толерантности школьников

Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Работая психологом в школе, я наблюдаю взаимодействие в классном коллективе, провожу исследование лидеров класса и непринимаемых учеников. Можно заметить, что лидерство не зависит от национальных признаков: дети различных национальностей – молдаване, узбеки, армяне и другие одинаково дружат между собой. Непринимаемым учеником может быть любой. Это зависит от черт характера. Следует внимательно следить за групповыми процессами в классе, чтобы избежать травли каких-либо учеников.

Один мальчик писал:
«В школе меня не любят, каждый день один из учителей и мои одноклассники издеваются надо мной. Я чувствую себя полным ничтожеством»  (Написав это письмо, Роберто 15 лет, ученик школы в Италии, взял отцовское ружье и застрелился: Вasaliscо, 1989)

Эти цитаты дают представление об остроте такой проблемы, как школьная травля, или буллинг — сложного процесса, в котором есть жертвы, преследователи, взаимодействие между ними, а также позиция по отношению к происходящему взрослых и школы.
Типичные жертвы буллинга также имеют свои характерные черты :
• Они пугливы, чувствительны, замкнуты и застенчивы.
• Они часто тревожны, не уверены в себе, несчастны и имеют низкое самоуважение.
• Они склонны к депрессии и чаще своих ровесников думают о самоубийстве.
• Они часто не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются со взрослыми, нежели со сверстниками.
• Если это мальчики, они могут быть физически слабее своих ровесников.
Эти взаимодополнительные свойства являются отчасти причиной, а отчасти следствием буллинга.
Вместе с тем существует и другая, численно меньшая, категория жертв буллинга, так называемые провокативные жертвы или булли-жертвы. Часто это дети, испытывающие трудности в учебе, письме и чтении и / или страдающие расстройствами внимания и повышенной возбудимостью. Хотя эти дети по природе не агрессивны, их поведение часто вызывает раздражение у многих одноклассников, учителя их тоже не любят, что делает их легкой добычей и жертвами буллинга и способствует закреплению социально невыгодных психологических черт и стиля поведения .
Как правило, дети не любят и виктимизируют тех сверстников, которые стоят в стороне от коллектива и не способствуют достижению общих групповых целей – единства, гармонии и развития. Почему это происходит, дети, особенно мальчики, зачастую не различают. Агрессивные и просто отчужденные (может быть в силу своей более ярко выраженной индивидуальности) дети часто оказываются одинаково уязвимыми, и за это их наказывают, а хулиганы в классе оказываются всего лишь исполнителем групповой воли. Это очень большая социально-педагогическая проблема.
Для профилактики бойкота или проявлений интолерантности в школе я провожу беседы с детьми, которые занимают отчужденную позицию в классе и являются «незаметными» или отверженными. Во время беседы интересуюсь настроением ребенка в школе дома, его повседневными занятиями.
Особенно актуальна проблема развития толерантности в молодежной среде. История дает много примеров того, как агрессивность и аморфные социальные установки этой наиболее подвижной части общества могут приводить к социальным конфликтам и дестабилизации общественной жизни.
В обществе происходит переход от логики конфликта к логике толерантности. Это необходимый этап в развитии общества. Альтернативная этика толерантности предполагает уход от абсолютной противоположности добра и зла к идеям синергизма: гармоничного сосуществования различных взглядов; примирения с чуждым при сохранении собственной позиции личности
Однако, говоря толерантности, нельзя забывать о границах толерантности, поскольку «безграничная» толерантность ведёт к абсолютному принятию «всего и вся» и, следовательно, должна существовать некая нравственная норма толерантности, связанная с тем, что человек ради снятия напряженности, разрешения конфликта не должен вступать в противоречие с самим собой, своими собственными ценностями и смыслами (Т. П. Скрипкина). Также можно вспомнить фразу – моя свобода кончается там, где начинается свобода другого человека.
Задача толерантной личности – это стремление не к совершенству,
а к целостности и интегрированности. Это предполагает не вытеснение негативного содержания психики и поиски в связи с этим подходящего объекта, а работу над принятием своей негативной стороны, своих негативных эмоций и чувств. Конфуций говорил, что лишь тот, кто человечен, умеет и любить людей, и испытывать к ним отвращение. Такая позиция означает принятие мира и себя в нем во всем многообразии позитивного и негативного, приятного и неприятного, привычного и непривычного. Если говорить достаточно общо, это широкий уровень тождественности человека со всей тканью сущего и понимание случайности всех границ во Вселенной (Конфуций, 2001).
Альтернативная этика предполагает развитие глубокого человеческого беспокойства за судьбы цивилизаций и потребности быть вовлеченным в осуществление общечеловеческих целей и задач. И здесь, помимо сложностей достижения интеграции и целостности личности, встает проблема развития социальной восприимчивости,
социального интереса, социального воображения, а также вопрос соотношения личного и общественно значимого.
Эволюционную выигрышность толерантности нужно доказывать в соотношении с безопасностью конкретного человека или группы и с личной выгодой. И помнить о словах Конфуция: когда исходят лишь из выгоды, то множат злобу, и благородный муж постигает справедливость, а малый человек постигает выгоду.
Учителям и родителям необходимо уметь справляться со своими чувствами, осознавать их, открыто и искренне проявлять: такое поведение воспринимается подростками с уважением, они чувствуют себя в безопасности, так как понимают, что родители не принимают только его отдельные действия, но не его самого. Родителям необходимо уметь проявлять свое отношение к поступкам подростка, чтобы он сумел выстроить адекватную картину своего «Я» и чувствовал себя принятым.
Эгоцентризм является противоположностью толерантности. Это позиция личности, характеризующаяся сосредоточенностью на собственных ощущениях, переживаниях, интересах и т. п., а также неспособностью принимать и учитывать информацию, противоречащую собственному опыту, в частности исходящую от другого человека.
Непонимание человеком того, что возможно существование других точек зрения, а также уверенность в том, что психологическая организация других людей тождественна его собственной, мешает человеку признать за другими право иметь взгляды, ценности, обычаи, отличающиеся от его собственных, то есть проявить толерантность.
Доказано, что эгоцентризм может проявляться и у детей, и у взрослых. Преодоление эгоцентризма требует целенаправленного обучения, а у тех, кто в детстве не прошел необходимый этап децентрации своего восприятия и мышления, эгоцентризм может в той или иной мере сохраниться навсегда.
Как развивать толерантность? Источником выступает непосредственное или общение человека с другими людьми, в ходе которого происходит столкновение взглядов, мнений, позиций, намерений, то есть того, что побуждает к преобразованию смысла образов, понятий или представлений человека в его собственной мыслительной структуре, задающей ориентировку личности: познавательную перспективу и позицию.
Упражнение:
Я-высказывание
Бывают ситуации, когда нервы не выдерживают и просто хочется крикнуть ученику, который заводит класс: «Прекрати немедленно!»
Психологи советуют в этих случаях применять «Я-высказывание». Это словесное утверждение дает в специфической форме информацию о нарушении поведения и о том, какое оно производит на вас впечатление. Вот пример: «Катя, когда ты шепчешься с Леной во время моего объяснения, я чувствую сильное раздражение, потому что теряю мысль. Пожалуйста, перестань!»
«Я-высказывание» состоит из трех частей:
Часть 1. Содержит объективное описание плохого поведения, которое имеет место здесь и сейчас: «Когда ты шепчешься с Леной во время объяснения…»
Часть 2. Называет чувства учителя в этот момент: «…я чувствую сильное раздражение…»
Часть 3. Описывает эффект от плохого поведения: «…потому что я теряю мысль…»
«Я-высказывание» сообщает ученикам только то, что мы чувствуем. Если, используя «Я-высказывание», вы будете искренни на словах и в интонациях, вы сможете подействовать на многих учеников.
Часть 4. Санкция – если ты не перестанешь, тогда я …
Например, мама дочери может сказать так: «Когда я вижу твою, не заправленную к обеду кровать, я чувствую недоумение и возмущение, я думаю, что кровать желательно заправлять сразу после пробуждения, я чувствую беспокойство и думаю, что моя дочь растёт неряхой. Я хочу, чтобы ты заправляла свою постель после пробуждения».
В этой ситуации она не сказала дочери: «Ты неряха!», заклеймив её ярлыком и уничижив её чувство собственного достоинства. Мама сказала, что беспокоется о том, что она может быть такой. И дочь слышит и понимает мои чувства, которые я испытываю.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что работа по формированию толерантности в современном обществе должна быть связана не только с обучением детей конкретным навыкам толерантного поведения, но и сформированием у них чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других; осознания того, что каждый человек многообразен в своих проявлениях и не похож на других; позитивном отношении к самому себе и представителям других народов и иных культур.

Comments are closed.