Работа психолога с трудными подростками

Наиболее сложной сферой работы школьного психолога является работа с трудными подростками. В первую очередь, определение «трудный» очень многогранно: это может быть и хулиган, который не дает вести уроки, и девочка, которая не разговаривает ни с кем из учителей и не отвечает на уроках, и «рано созревшие» девочки и мальчики, интересующиеся в 6-7 классе исключительно романтическими отношениями, а могут быть и дети, родители которых пропадают на работе, а они от злобы на родителей кидаются стульями в одноклассников.

Во вторую очередь, возникает вопрос: а что именно учителя хотели бы получить в итоге этой работы? Чтобы ребенок хорошо учился? Чтобы он не нарушал порядок? Или чтобы он чувствовал себя комфортно?

Подобная работа очень кропотлива: ведь никому не хочется меняться и выходить, пусть даже из деструктивной,  зоны комфорта. Поэтому, работа ведется постепенно, а главной её целью является помощь ребенку.

Итак, какие же первые шаги можно предпринять?

Во-первых можно познакомиться с подростком, для этой цели пригласить его на одном из уроков в кабинет. Желательно, не при всем классе, а попросить учителя позвать его. Нередко дети видят, что за кем-то пришел психолог и сразу начинают подначивать «А он что — псих, раз Вы его берете?». Придя в кабинет, можно сказать ребенку, что Вас попросил побеседовать с ним его классный руководитель, потому что он, ребенок, часто отвлекается на уроках (или другой повод, достаточно безобидный). Потом можно спросить: «Ты не против пройти пару тестов?».

Во-вторых выполнить какую-либо совместную деятельность: дать какой-либо тест — можно рисунок человека или головоломку танграм.  По ходу выполнения теста можно задавать вопросы, подходящие  для начала разговора. Ведь очень трудно с порога начать задушевную беседу. Лучше «размяться» какими-нибудь вопросами:

— А сколько тебе лет? Ого, недавно был день рождения, как отпраздновал?
— Ты всегда учился в этой школе или перешел в неё из другой?
— Как тебе твой класс — дружный или не очень?
— С кем ты сидишь за партой?
— Есть ли у тебя друзья среди одноклассников?
— А вы гуляете после школы с одноклассниками?
— Ты ходишь в какие-нибудь кружки, секции? Какие предметы тебе нравятся?
и.т.д.

Легкая беседа позволит составить впечатление о ребенке: любит ли он рассказывать про себя, считает виноватым во всем себя или других, много ли общается со сверстниками.После выполнения теста, можно дать краткую оценку — например рассказать о том, что можно узнать о человеке по его рисунку или про головоломку танграм.

Третий этап — тест на акцентуации характера, который позволит узнать о выраженных положительных и отрицательных чертах и методах их коррекции. Например, для гипертимного подростка необходима большая физическая нагрузка, задания связанные с общением, поручения по организации мероприятий. По итогам этого теста учителю можно дать содержательную характеристику на ученика.

Четвертым этапом будет разговор о той проблеме, с которой обратился учитель: подростка можно спросить «почему тебе часто не хочется ходить в школу?», «как ты думаешь,что можно сделать, чтобы в классе меньше хулиганили?» и.т.д. К этому разговору, затрагивающему больные точки в душе ребенка можно и не подойти за первые занятия, однако попытаться спросить стоит.

В дальнейшем, в зависимости от проблемы подростка можно применить как групповые методы коррекции поведения — тренинги общения, например, так и индивидуальные — обучение планированию своего времени, управление своими эмоциями, самопознание. Работа идет достаточно медленно, но служит предотвращению депрессивных состояний у детей и профилактике буллинга.

 

Comments are closed.