Профориентационная работа в школе

Профориентационная работа в школе осуществляется психологом совместно с учащимися, учителями и родителями. При выборе профессии учитываются три фактора:
•желание учащегося работать по данной специальности,
•наличие профессионально важных качеств для этой работы (интеллектуальных, физических, личностных),
•востребованность профессии на рынке труда

Человек-человек

Психологические тесты и беседа, наблюдения учителей и родителей позволяют узнать о профессиональных склонностях учащегося какие предметы даются ему легче, какие хобби он предпочитает, чем любит заниматься в свободное время, какие сферы общественной жизни ему интересны. При этом психолог-профконсультант скорее обучает делать выбор, чем делает его вместо ученика или вместе с ним.

Профориентация подразумевает долговременное наблюдение за учеником: его интересами и любимыми занятиями в младших, затем их развитием в средних и старших классах: посещение ребенком секций, кружков, факультативов, семинаров, мероприятий, самообразование. Родителям следует отмечать интересы ребенка и с самого раннего возраста, замечать его особенности:
•любит петь
•чинит различные механизмы
•бегает быстрее всех в саду, классе
•чутко реагирует на музыку
•читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или два
•хорошо выражает свои мысли словами
•другие проявления.

Безымянный

Можно предлагать ребенку разнообразные варианты досуга, которые в дальнейшем могут привести к интересу со стороны ребенка, а затем и к его профессиональному выбору:
•посещение политехнических, культурно-исторических, художественных, естественнонаучных музеев
•планетария, зоопарка, театра, цирка, кинотеатра
•экскурсии на производство: музей метро, локомотивов, кондитерская фабрика, гжельская фабрика
•поездки по городам с историческим наследием, усадьбам
•походы, прогулки выходного дня
•занятия в различных секциях, кружках
•домашние игры (домино, шахматы и другие).

Задачей школы является совместная работа с родителями по устройству досуга и наблюдению за интересами ребенка, его умениями;  возможна следующая программа профориентационной работы в школе:

 

Класс

Средства

Результат

5-7 класс

1.Карта интересов ребенка

2.ДДО Климова

3.Тест отношения к учебным предметам

4.Школьный тест умственного развития (ШТУР)

5.Групповой интеллектуальный тест (ГИТ)

 

Информация о сферах интересов, склонности к определенному типу профессии по классификации Е.А.Климова, общей эрудированности, математических и литературных способностях

8-11 класс

1.Карта интересов

2.Опросник профессиональной готовности

3.Тест Томаса

4.Матрица выбора профессии

5.Отношение к учебным предметам

6.Методика  «Тип мышления» Г.В.Резапкиной

7.Личностный опросник Г.Ю.Айзенка

 

Информация о профессиональных склонностях, намерениях, готовности к профессиональной деятельности

Тренинг «Выбираем профессию»

 

1.Методическая литература

2.Результаты диагностики

3.Проектор

4.Раздаточный материал «Составляем профессиональный план»

5.Информация об учебных заведениях

6.Примеры вакансий

7.Образец резюме

Обучение школьников профессиональному выбору и планированию с учетом значимых факторов

Также предлагаю презентацию  для школьников о типах профессий

Профориентация

Comments are closed.