Пальчиковые куклы в работе психолога

В работе с младшими школьниками перед психологом нередко стоит задача  коррекции поведения ребёнка. Иногда дети, попавшие из тепличной и не совсем тепличной домашней среды в класс, начинают «выкидывать фокусы«: кривляться, драться с одноклассниками, постоянно привлекать к себе внимание, исподтишка вредить одноклассникам, не слушаться учителя, а также не обзавестись ни одним приятелем в классе за учебный год. В силу возраста воспитательные беседы мало влияют на детей, поэтому в работе с ними можно использовать игру в пальчиковых кукол. Пальчиковый театр — это прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи.

19667-21


Пальчиковый театр также способствует развитию мелкой моторики. Куклу можно сначала надеть на палец и «оживить» голосом и движением пальца — это сразу заворожит ребёнка, затем можно предложить ему другого персонажа и начать шутливый диалог. В ходе игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. С помощью этого вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.Лучше всего иметь комплект пальчиковых кукол, включающий 10-12 стандартных персонажей — дед, бабка, девочка, мальчик, медведь, волк, лиса, заяц, кот, свинья, петух.

С помощью кукол  можно перейти к следующему этапу – разыгрыванию перед ребёнком (а потом и вместе с ним) поучительных сказок, например,сказки для детей

  • «О Ёжике, который хотел, чтобы все обращали на него внимание» (для демонстративных детей)
  • «Стеснительный Енот» (для ребят, которые бояться знакомиться)
  • «Кораблик, который не хотел учиться» (для развития учебной мотивации)

Такие сказки в изобилии можно найти в книге О.В. Хухлаевой «Терапевтические сказки»

Также можно разыгрывать традиционные русские сказки. После сказки следует задать ребёнку наводящие вопросы:

  • почему герой попал в эту ситуацию?
  • что он понял? как он поменял своё поведение?
  • какой урок следует из этой сказки?

Для примера сказка

Сказка о Ежике, который хотел, чтобы на него обращали внимание
Возраст: 5-9 лет.
Направленность: Нарушения поведения: гиперактивность, агрессивность и деструктивное поведе¬ние, вызванное нехваткой внимания.
Ключевая фраза: «А вот я какой!»

Далеко-далеко, за морями, за горами, за высокими лесами, в дремучей-дремучей чаще была ма¬ленькая уютная полянка. На этой полянке жили всякие разные звери: белки, зайцы, обезьяны, попугаи и даже маленький гиппопотам. Среди них был один ежик по имени Вася, который очень гордился своими колючками.
Был этот ежик Вася непохожий на других. Больше всего на свете любил он, когда на него обращали внимание. Настолько, что даже казалось, что все люди обращают на него внимания меньше, чем на дру¬гих. Хотелось ежику, чтобы только на него всегда смотрели, только его все слушали.
Встанет он утром, снимет пижаму и зашвырнет подальше, а мама потом ищет и ругается: «Куда ты ее подевал». Хоть и кричит. А все-таки на него.
Приходит он на занятие с белкой-воспитательницей. Только начинает она что-нибудь рассказывать, ежик как захрюкает громко-громко. Все смеются, на него смотрят, а воспитательница его за шиворот и с поляны выгоняет.
Затем к детям идет. Там замок из песка строиться. Зайдет ежик с одной стороны, с другой — никто на него не смотрит. Как размахнется тогда он — и ногой прям по замку. Девочки в плач, а мальчики кула¬ки сжимают — бить его хотят.
И так каждый день. И все вроде бы хорошо, но стала такая жизнь ежику надоедать. Внимание-то конечно обращают — это приятно. Но ругаю много — от этого грустно. С такими печальными мыслями, однажды вечером, наш ежик лег спать.
И вот, приснился ежику сон. Будто громадный волшебник в плаще расшитом золотыми нитками прилетел к нему и говорит: «Слушай ежик! Я буду тебя превращать!»
Испугался ежик, запищал: «Нет, не надо меня, нет… нет…».
«Не бойся» — улыбнулся волшебник — «Лучше послушай, как я тебе хочу поколдовать. Я отправ¬лю тебя в два мира, сначала в один, а потом в другой. В одном из них ты бываешь часто и сам, в другом — не был никогда. Когда вернешься,— скажешь мне, где тебе больше понравилось».
Взмахнул волшебник ярко-желтой палочкой, зашипело все вокруг и… Оказался ежик в невиданном царстве-государстве. И главное то, что сам он как-то себя по-странному ведет. Помогает он всем, поступ¬ки приятные совершает, слушает внимательно, что говорят ему, чужие игрушки не ломает, а, наоборот, чинить помогает. И внимания на него за это обращают — так, что даже стыдно немного. Приятно ежику, приятно и всем вокруг. Хвалят все ежика, умиляются им, разговаривают про него, а ему — как будто все время по головке гладят.
Тут вдруг все начало меняться, треск, шипение, промелькнул пред глазами волшебник в мантии, и вот… другой мир. Тут все наоборот. Как в жизни. Тоже все на ежика смотрят, однако, за то, что например, нахулиганил он или побил кого-то или хрюкает громко. И ругают его и ругают. А под конец все: мама, папа, воспитательница, соседка, родственники, дети из группы
всей толпой как окружили его. Каждый о своем кричит, ничего ежику непонятно, однако знает он, что каждому из них что-то не так он сделал. Шаг назад. Еще шаг. Отступает ежик, звери на него. Еще шаг и как будто в черную яму падает ежик, только и слышен крик: «Не хочуууу здееееесь».
Проснулся ежик Соскочил с кровати и вспомнил свой сон. И только захотелось зашвырнуть ему подальше свою пижаму, так, чтоб мама потом искала и ругалась на его, как подумал ежик: «А что если я наоборот делаю. Как в первом мире во сне?»
Так и вышло. Сложил ежик ночную одежду на стульчик и маму ждет. Мама пришла, уже готовая ругаться и… только руками всплеснула: «Ах ты мой хороший. Какой ты молодец». Приятно стало ежику. Почесал он левую переднюю иголку и решил сегодня на этом не останавливаться.
Отправился он на поляну. А там воспитательница-белка зверят считать учила, к школе их готовила. Подкрался он тихонько и стал ждать. Задет белка вопрос: «Сколько будет два плюс три». А зверята все в это время ворон считали, так, что ежик первым успел. «Пять!» — радостно выкрикнул он. «Вот, смот¬рите»,— важно проговорила белка, — «Учитесь все, как внимательно надо слушать». Еще больше прият¬нее стало ежику. И вот, когда занятие кончилось, отправился он к песочной куче.
А там уже вовсю новый замок строится. Подошел он тихонько, дотронулся до плеча мишки и про¬шептал: «можно с вами поиграть». Глянул на него мишка и пробурчал недовольно: «Ну ладно уж, са¬дись». Сел ежик и так вдруг у него красиво получилось башенки лепить, что скоро все звери свор работу бросили и только смотрели на него. «Ух ты, а мы и не знали, что ты так можешь!»— раздавалось по сто¬ронам. «Я и сам не знал» — смущенно отвечал ежик.
Когда наступил вечер, уставший но довольный ежик пришел домой. А дома… дома его ждал пирог. «Ты думаешь, я не заметила, что с сегодняшнего дня ты стал совсем другим» — ласково сказала мама.— «Я думаю, это надо отпраздновать». Ежик был не против. Засовывая в рот толстенный кусок маминого вкуснейшего пирога он еще раз подумал: «Как все-таки хорошо когда на тебя обращают внимание за что-нибудь хорошее».
Вопросы для обсуждения
Чего хотелось ежику? Зачем? Тебе хотелось бы того же? Как ежик пытался привлечь внимание? Как ты думаешь, в Чем была его ошибка? Каким теперь стал ежик? Что изменилось в его жизни?

Comments are closed.