Годовой план работы школьного психолога

Годовой план работы школьного психолога составляется перед следующим учебным годом — в течение мая-сентября. План работы лучше всего согласовать с завучами младшего и старшего звена. У них, как правило, уже установлен порядок того, с какими параллелями и в каком месяце проводится работа. Соответственно, почти в каждом месяце проводятся малые педсоветы по параллелям. Обязательно дают слово и школьному психологу. Так вот, чтобы было что рассказать и не идти вразрез с общешкольными планами, лучше поинтересоваться, с каким классами завучи работают в сентябре, октябре и других месяцах.
Также следует держать во внимании следующие ключевые моменты плана

1)октябрь-ноябрь — диагностика адаптации 1классников к школе и 5классников к обучению в среднем звене;
2)декабрь-февраль — профориентация в 7х-9х классах
3)март-апрель — психологическая подготовка выпускников 9х и 11х классов к экзаменам

План работы школьного психолога обязательно должен содержать следующую информацию
-официальный статус школы
-цель работы как краткую формулировку основного запроса администрации на работу психолога данной школы
-штатное расписание
-количество классов и школьников в школе
-уровень квалификации психолога

План составляется в соответствии с направлениями работы, которые перечисляются в шапке плана
• психодиагностическое
• консультативное
• просветительское
• развивающее
• методическое

На каждое из этих направлений составляется отдельная таблица с указанием сроков реализации, названия мероприятия и целей. Наглядно план приведен в образце.

Психодиагностическое направление удобно расписать по месяцам с указанием диагностируемой параллели, методик и целей диагностики.

Направление исследования

Методика

Время проведения

Класс

Примечание

Диагностика познавательной и эмоциональной сферы первоклассников

1.«Рисунок человека» К.Маховер,

2.Таблицы Горбова-Шульте

3.Методика «Рассказ» Лурия

4. «Запомни и нарисуй» источник Н.П.Локалова

5.«Скопируй рисунок» источник О.Холодова

 Сентябрь

1-ые классы

Выявление учебного потенциала классов, а также особо успешных детей и детей, которым необходимы развивающие занятия.

Изучение уровня сформированности учебной мотивации

Тест скрининговой оценки школьной мотивации

Сентябрь

5-ые классы

Аналитическая справка

Изучение уровня социальной зрелости и профессиональных склонностей

Опрос о выборе профессии и учебного заведения

Сентябрь

9-е классы

Аналитическая справка

Изучение уровня школьной тревожности, адаптации к среднему звену

1)Экспресс-тест школьной тревожности

2) Проективная методика И.Б.Широковой «Рисунок школы»

Октябрь

5-ые классы

Аналитическая справка, составление рекомендаций по работе с тревожными детьми для родителей и учителей

Изучение уровня сформированности учебной мотивации

Выявление детей с негативным отношением к школе, оценка общего уровня школьной мотивации по классу

Диагностика адаптации

1)Методика изучения мотивации обучения первоклассников (М.Р.Гинзбург)

2)Тест скрининговой оценки школьной мотивации (Н.Г.Лусканова)

3)Проективный тест И.Б. Широковой

Октябрь

1-ые классы

Аналитическая справка, составление рекомендаций для формирования положительного отношения к учению

Профориентация (профессиональное самоопределение)

1)ДДО Климова

2) опросник

профессиональных предпочтений Голланда

Ноябрь

8-ые классы

Аналитическая справка, выдача индивидуальных рекомендаций школьникам.

Подбор специальностей максимально соответствующим интересам и склонностям школьника

Диагностика уровня интеллектуального развития и интересов

Матрицы Равена

Карта интересов

ГИТ

Декабрь

2е, 3е классы

Аналитическая справка. Консультации педагогов и родителей по выявление и развитию способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности

Профориентация (профессиональное самоопределение), предпрофильное тестирование

1)ДДО Климова

2)Опросник профессиональной готовности

3)Опросник Голланда

Декабрь

7-ые классы

Аналитическая справка, выдача индивидуальных рекомендаций школьникам.

Подбор специальностей максимально соответствующим интересам и склонностям школьника

Изучение уровня общего интеллектуального развития

Школьный тест умственного развития

Январь

7-ые классы

Аналитическая справка, выявление одарённых детей и склонности к учебным предметам

Изучение уровня социальной зрелости, климата в классе

Анкетирование о выборе профессии и учебного заведения

Опросник Сишора

Февраль

10  класс

Аналитическая справка

Диагностика индивидуального стиля обучения

Личностный тест Г.Ю.Айзенка

Методика Костроминой

Февраль

9ые, 11ые классы

Аналитическая справка, выдача рекомендаций выпускникам по оптимизации подготовки к экзаменам

Диагностика школьной тревожности

Проективная методика А.М. Прихожан

Март

1-ые классы

Аналитическая справка

Диагностика интеллектуального развития 6х классов

ШТУР

Март

6-ые классы

Выявление и поддержка одаренных детей и детей с особыми образовательными потребностями. Диагностика интересов ребенка, подбор образовательной траектории.

Изучение готовности к обучению в среднем звене

Комплекс  методик ГИТ

Апрель

4-ые классы

Аналитическая справка

Изучение уровня сформированности учебной мотивации

Тест скрининговой оценки школьной мотивации

Апрель

4-ые классы

Аналитическая справка

Диагностика личностной тревожности в рамках подготовки к ЕГЭ и ГИА

Тест личностной тревожности

Апрель

9ые, 11ые классы

Аналитическая справка, выдача рекомендаций и профилактическая работа с особо тревожными учащимися. Профилактика предэкзаменационного стресса.

Изучение уровня сформированности учебной мотивации

Выявление детей с негативным отношением к школе, оценка общего уровня школьной мотивации по классу

Методика изучения мотивации обучения первоклассников (М.Р.Гинзбург)

Май

1-ые классы

Аналитическая справка – сравнение в началом года

 Изучение уровня умственного развития, уровня сформированности учебной деятельности, адаптации к среднему звену

1)Тест Филлипса

 2)Тест Равена

Май

5-ые классы

Аналитическая справка- сравнение с началом года

Диагностика готовности к обучению в школе

1)Методика «Домик» Гуткина»

2) Тест «Способность к обучению в школе» Г.Вицлака

3) Методика «Графический диктант»

Май

Будущие первоклассники

Аналитическая справка

Индивидуальная психодиагностическая работа

По запросу

Весь год

По запросу

По запросу

Консультативное направление осуществляется весь год, поэтому в плане так и указывается — весь год.

Мероприятие

Месяц

1.

 Проведение  консультаций учащихся, учителей, родителей  по вопросам  развития, обучения и воспитания.

Весь год

2.

 Участие в родительских собраниях

Весь год

3.

 Участие в педагогических  советах (по результатам диагностик)

По общешкольному плану

4.

Проведение  консультаций  учителей, учащихся, родителей по результатам диагностики

Весь год

Просветительское направление также расписывается по месяцам с указанием даты, темы лекции или беседы, контингента. Например: октябрь, «Адаптация пятиклассников к среднему звену», учителя 5х классов.

 

Тема

Месяц

Контингент

Примечание

1.

Особенности психического развития первоклассника и успешность обучения

Сентябрь-октябрь

Родители, учителя

Предоставление индивидуальной консультации по результатам диагностики

2.

Адаптация первоклассников к школе

Октябрь

Родители, учителя

Предоставление индивидуальной консультации по результатам диагностики

Выступление на педсоветах и родительских собраниях

3.

Мотивация обучения в школе у подростков (5-6 класс). Методы повышения получения знаний.

Ноябрь

Родители, учителя

Выступление на родительских собраниях по запросу.

4.

Выбор профессии

Декабрь

7-е,8-е классы

Выступления на уроках

5.

Методы повышения эффективности усвоения знаний с учетом индивидуального стиля учения.

Февраль -Апрель

9-е, 11-е классы

Выступления на уроках.

6.

Профилактика предэкзаменационного стресса

Март

9-е, 11-е классы

Выступления на уроках

7.

Готовность к обучению в школе

Апрель-Май

Родители будущих первоклассников

Выступление на родительском собрании

 

 

Развивающее направление реализуется весь год по разработанной программе. Как правило, развивающие занятия проводятся с учениками младших 1-4 классов. Коррекционные занятия проводятся с трудными детьми и неуспевающими

Направление

Месяц

Контингент

Методы работы

Примечание

1.

Развивающие занятия

Октябрь — Апрель

1-4 класс

Коррекционные программы

1)«36 занятий для будущих отличников» Л.Мищенкова ;

3) «Юным умникам и умницам» О.Холодова

Индивидуальные и групповые занятия

( развитие внимания, памяти, мышления, моторики, социального интеллекта).

2.

Работа с трудными подростками и подростками в трудной жизненной ситуации

Весь год

Все классы

1)Проективные методики

2)Сказкотерапия

3)Программа роботы с подростками в трудной жизненной ситуации

По запросу

3.

Коррекция школьной тревожности

Ноябрь-Март

1-е и 5-е классы

Рекомендации для родителей, учителей и учеников

По запросу

4.

Профилактика предэкзаменационного стресса

 Апрель

9,11 классы

Обучение методам саморегуляции

Тренинг

Также в план обязательно следует включить такие направления работы:

— с неуспевающими
— с трудными детьми и детьми в трудной жизненной ситуации
— с одаренными
— с учащимися с ограниченными возможностями здоровья

Методическое направление заключается в самообразовании, посещении конференций и семинаров, составлении планов работы и подбора тестов и литературы.

Мероприятие

Месяц

1

Организация и методическая  подготовка к диагностикам, к проведению семинаров, консультаций, составление планов

Весь год

2

Обработка данных анкет и тестов

Весь год

3

 Подготовка данных к педагогическому совету.

По плану.

4

Посещение лекций и семинаров Методического объединения

По плану.

5.

Повышение квалификации при Московском Государственном Областном Университете

Сентябрь-Май

Работа в этих направлениях реализуется весь год.
Годовой план работы школьного психолога является обязательным документом и входит в пакет документов специалиста.

Comments are closed.