Этика предоставления результатов диагностики

Одним из ключевых направлений деятельности психолога является диагностика, которая проводится как планово, так и по запросу. После обработки результатов и получения вывода возникает вопрос: кому, как и когда предоставлять эти результаты и стоит ли их предоставлять? Возникает этот вопрос, как правило, у опытных психологов, которые уже «набили шишки».  Например

Этика

— прошли с 7классниками тест интеллекта, естественно, дети просят показать результаты. Неопытный психолог приносит список детям и показывает
Иванов — средний
Петров — высокий
Семёнов — средний
Сидоров — низкий.
Как Вы думаете, что испытывает Сидоров, который увидел, что у него низкий интеллект? Какие мысли могут прийти в голову подростка: «Я тупой? Я даун? Или это психолог перепутал мои результаты?». Один мальчик после того как увидел, пришёл сразу ко мне в кабинет и стал говорить: «У меня низкий интеллект? Да не может этого быть! Дайте мне тест, я ещё раз сделаю!». Конечно, пришлось мне дать задание и по его итогам сказать, что я ошиблась и интеллект,как минимум, выше среднего. Хотя мальчик в учёбе не блистал, но академический интеллект не все определяет в жизни. Нужна ли ему была эта информация про интеллект? Думаю, что на интеллект стоит тестировать только по запросу психолого-медико-педагогической комиссии. Данные предоставлять учителю только в том случае, если у ребёнка выявились способности к какому-либо предмету (например, математике — развито абстрактное мышление). Если же результаты низкие, а серьёзных проблем в учёбе нет, лучше их никому не показывать. Мало ли что могло повлиять на результат.

— психолог провёл тест тревожности Филлипса с 5классниками, приносит результаты на родительское собрание и раздаёт каждому родителю данные. У одной из девочек-отличниц оказываются высокие баллы по всем сферам школьной тревожности. Папа девочки взвивается и говорит: «Это что же, моя дочь — псих?!! Что это за наука- психология?!! Никакая это не наука!». Нужно ли родителям знать о тревоге ребёнка в школе? Бесспорно нужно, но информацию нужно дать в русле беседы, а не прямым текстом.

— проведен тест познавательного развития в 1ом классе. Дан список учителю
Алексеев — низкий
Андреева -высокий
Баранов — низкий
Владимирова- средний

и.т.д.
Баранову на момент обследования 6 лет 9 месяцев, через 3-4 месяца происходит скачок в психическом развитии, но у учителя сохраняется чёткая установка, что у мальчика низкий интеллект. Виной тому — ориентировка на результаты первичного обследования.

— у учащихся 10 классов провели анкетирование: любимый / нелюбимый предмет; причина. У многих любимые предметы физкультура, физика, история. Нелюбимые — русский, биология, химия. Результаты показаны учителям на педсовете по 10ым классам. Некоторые учителя обрадовались (естественно учителя физкультуры, физики, истории), некоторые — ненавидят психолога (угадайте, какие).

Таким образом, какие выводы можно сделать из этих ярких примеров?

1.По итогам диагностики класса давать только общие рекомендации (провести тренинг сплочения, наблюдать за адаптацией). Стараться не указывать фамилий, проводить работу с детьми индивидуально, корректируя школьную неуспешность или эмоциональные проблемы.

2.С родителями беседовать индивидуально: записку или характеристику родитель, не владея терминами, может понять превратно. Результаты тестов интеллекта, эмоциональной сферы не показывать.

3.Результаты, показывающие склонность ребёнка к определённому предмету, явные способности к нему обязательно доносить до учителей и родителей. Возможно, у них поменяется взгляд на ребёнка, как на более успешного.

4.Информацию, полученную в ходе беседы с ребёнком ( с кем живет мама, когда ушёл папа, кто пьёт в семье, ранний сексуальный опыт, случаи буллинга в классе) не разглашать, если это не противоречит закону, — принцип конфиденциальности.

Помните об этическом кодексе психолога.

 

 

Comments are closed.