Этический кодекс психолога: личный опыт

В работе психолог сталкивается с очень тонкими материями: страдание, счастье, зависть, желание быть не хуже других, замаскированное под хулиганское поведение. Работа  усугубляется тем, что ему необходимо работать как с взрослыми, так и с детьми, поэтому очень важно соблюдать этические принципы и правила работы психолога. Особенно аккуратным нужно быть в работе с ещё только развивающейся личностью ребенка. Ребенок, подросток или даже юноша могут проявлять свое страдание совершенно нетривиальными способами: хулиганить на уроках, спорить с учителями, проявлять агрессию к одноклассникам. Иногда такое поведение кажется следствием завышенной самооценки, ощущением вседозволенности, но часто его причиной являются именно страдания – «он и сам себе не рад».
На моем уроке по профориентации был случай , когда ученица 9го класса нахамила, сказала, что тесты эти ей не нужны и делать она их не будет, я попросила её все же выполнить задание, но не настаивала. Весь урок она задавала каверзные вопросы и подначивала. Каково же было моё удивление, когда спустя несколько недель она сама пришла в кабинет психолога: поговорить. Её агрессия куда-то делась, а в разговоре выяснилось, что в семье серьёзные проблемы. Таким образом, принцип безоценочного и доброжелательного отношения психолога привел к возникновению доверия, а гипотеза о взаимосвязи агрессивного поведения и психологического неблагополучия ученика подтвердилась.
Давайте рассмотрим примеры из личного опыта: как реализовываются основные этические принципы в работе психолога образования.

Я почувствовала особенную важность принципа квалифицированной пропаганды психологии. Не секрет, что в нашем обществе существует определенный стереотип относительно психологов и тем, чем они занимаются. Подвержены его влиянию и учащиеся, и учителя. Нередко учащиеся кричат «У нас психов нет, к нам не надо приходить!», или «Он псих полечите его». Часто путают психолога с врачом и с психиатром; думают, что психолог обладает чудодейственными методами и видит людей насквозь. Методами психологического просвещения я пытаюсь изменить эту картину, объясняя какие у психологии есть доступные и надежные методы познания, говоря о функциях психолога на классных часах и педсоветах. Выступая на мероприятиях, я всегда обязана помнить, что по мне судят о всех психологах.
Очень важен принцип сохранения пределов профессиональных отношений: благодаря современным технологиям учащиеся находят психолога в социальных сетях, хотят добавиться в друзья, пишут дружеские сообщения, что создает двусмысленную ситуацию. С одной стороны, не хочется обижать человека, но и границы личной жизни необходимо охранять, поэтому общение производится строго в стенах учебного заведения, а не в интернете.
Учителя воспринимают психолога как коллегу, но все же российский менталитет не позволяет устанавливать отношения, регламентированные кодексом: психолог воспринимается как такой же учитель, устанавливается дружеское общение, поэтому работа с учителями как с клиентами затруднена или невозможна. В работе учителя излишняя рефлексия может стать помехой: надо учить детей и давать четкие указания.

С принципом этичного предъявления результатов исследования я столкнулась лично. В 7 классе была проведена диагностика интеллекта, затем составлена таблица : «фамилия – балл – уровень интеллекта», и из всего класса низкий уровень был только у двух учащихся (остальных двоечников в тот день не было). Я, не задумавшись о последствиях, показала детям их результаты, тот мальчик, один из двух, очень расстроился, не поверив, что «низкий интеллект» — это про него, да ещё почти один во всем классе такой». Я, конечно, поняла свою ошибку: пришлось дать ему ещё раз тест и уже на этот раз сказать, что «все в норме». Теперь я внимательней отношусь к предъявлению результатов, чтобы не навредить учащимся. Также внимательно следует относиться к предъявлению результатов учителям и родителям, а диагностики интеллекта формулировать для учителей как «выявление одаренных» и перечислять результаты только «самых умных по результатам теста». Тем более, что валидность этих тестов до сих пор обсуждается: что же они измеряют? Ирония в ответ – «Интеллект — это то, что измеряется тестами интеллекта». Каждый учащийся талантлив в своем – не всегда это академический интеллект – может быть и социальный, ведь согласно современным исследованиям интеллект не является единой познавательной способностью, а самые великие ученые порой не могут наладить эмоциональный контакт с окружающими, так как обладают низким социальным интеллектом.

Принцип компетентности важен при составлении психолого-педагогических характеристик учащихся. Зачастую учителем может быть «поставлен диагноз» — аутизм, шизофрения. Психологу важно в этом случае корректно поправить учителя и убедить, что ставить такие диагнозы – компетенция врача-психиатра.
Важно помнить о принципе морально-позитивного эффекта профессиональных действий психолога: во время классных часов, занятий по психологической подготовки к экзаменам, индивидуальных консультаций психолог должен формировать у учащихся и взрослых позитивный жизненный настрой. Желательно, чтобы клиент уходил от психолога с надеждой и новыми идеями, а не с «развороченной душой», так как обычно в школьной практике консультации бывают разовые, и клиент уходит с тем, что было на консультации. Во время подготовки к экзаменам, я прошу школьников вспомнить какой-либо эпизод из их жизни, где они проявили смелость, сообразительность и решили создавшуюся проблему. Это укрепляет их веру в себя.

Таким образом, для в соблюдении этических принципов можно выделить три аспекта: это достаточный уровень развития личности, зрелость; опыт проживания проблемных ситуаций в работе, решаемых с опорой на этические принципы; изучение этического кодекса психолога. Эти три фактора делают по-настоящему эффективной, профессиональной, а главное – гуманной работу психолога образовательного учреждения.

Comments are closed.