Диагностика ценностей старшеклассников

Нередко перед психологом встаёт вопрос: какую диагностическую работу можно провести с учащимися 10-11 классов? Познавательное развитие исследуется у младших школьников, профориентация — у учащихся средней школы, что же можно посмотреть у старшеклассников?

Наиболее интересным является изучение ценностной сферы этих уже почти взрослых людей. Как, если только не исследовав ценности, можно понять воспитательный итог воздействия учителей? Что больше всего ценят ребята? Семью, здоровье? Дружбу? Материальные блага? Интересную работу? А может хорошую обстановку в стране и обществе?

Безымянный

Исследование ценностей можно проводить совместно с уроками обществознания, чтобы показать, как ценности человека влияют на его выбор: выберет ли он семью или странствия по миру, карьеру за рубежом или жизнь на Родине.

Как проводить занятие — модель, предложенная  Ю.Ю. Казанцевой:

1 этап. Установочный

Ребятам предлагается список терминальных ценностей  Рокича:

Рокич _Терминальные ценности

• Активная, деятельная жизнь
• Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)
• Здоровье (физическое и психологическое)
• Интересная работа
• Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве)
• Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)
• Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)
• Наличие хороших и верных друзей
• Хорошая обстановка в стране, в обществе, сохранение мира между народами (как условие благополучия каждого)
• Общественное признание (уважение окружающих)
• Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуального развития)
• Равенство (братство, равенство для всех)
• Самостоятельность как независимость в суждениях и оценках
• Свобода как независимость в поступках и действиях
• Счастливая семейная жизнь
• Творчество (возможность творческой деятельности)
• Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений)
• Удовольствия (жизнь, полная развлечений, приятного проведения времени)
Далее каждый участник анкетирования получает 5 чистых листочков (размер стикера).
2 этап: Анкетирование. Выбор

Инструкция: вы получили 5 чистых стикеров (листочков), выберите из списка 5 самых значимых для вас ценностей и запишите их на имеющихся у Вас стикерах по одной ценности на каждом.
3 этап: Подсчет голосов

После того, как участники опроса сделали свой выбор, ведущий предлагает ребятам поучаствовать в составлении рейтинга ценностей:
Ведущий:
Ребята , кто из Вас может назвать одну из выбранных ценностей?
Ученик, поднявший руку, называет свою ценность.
Ведущий: Кто так же, как и (условно) Петя выбрал ценность «Семья», передайте свои листочке Пете.
Кто еще готов поделиться своим выбором?
Ученик называет.
Ведущий: Кто, так же, как и (условно) Маша выбрал ценность «Познание», передайте свои листочки Маше.
Процедура длится до того момента, пока не закончатся ценности, выбранные ребятами.
Важно не упустить, что какие-то ценности могут получить только 1 выбор, но их тоже необходимо вписать в рейтинг.
4 этап. Составляем рейтинг
Ведущий: ребята, получившие от участников листочки с их выбором, посчитайте, количество полученных стикеров, или сколько раз была выбрана ценность, которую вы назвали.
После подсчета ведущий записывает на доске:
Семья – 8
Познание – 3 и т.д.
5 этап: Анализ полученных результатов.

Обозначение ценностного выбора личности и формирование ценностного единства коллектива. Особенно значимо, так как к выбору ребят можно подойти с точки зрения их возрастных особенностей и жизненных планов. А также выйти на уровень формирующей дискуссии о значении для человека и коллектива той или иной ценности.

Результаты исследования в нашей школе показали, что наиболее важными для ребят являются ценности: здоровье (38 выборов), семья  (32), любовь (25), друзья (22), активная жизнь(12) и  познание (17). Также значимы уверенность в себе, интересная работа, жизненная мудрость, свобода, творчество.Наименее значимы для старшеклассников – красота природы и искусства, равенство и братство, признание окружающих. Таки образом, мы видим, что ценности семьи и здоровья являются первоочередными, и это особенно отрадно.

Comments are closed.