Аналитический отчет о работе психолога за год

Аналитический отчет о работе педагога-психолога  СОШ №1

за 2013-2014 учебный год

1. Общие задачи и направления в деятельности в 2013/14 учебном году

Целью работы психолого-педагогической службы является психологическое сопровождение в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и помощь в адаптации к школьным требованиям.Основные задачи, поставленные перед психологической службой, отражены в таблице.

Задача Реализация
Сопровождение адаптации учащихся 1х классов к обучению в школе С учащимися 1х классов была проведена диагностика, а также беседы с учителями. Были выделены дети с неполной адаптацией и дезадаптацией. В рамках коррекционной работы были проведены тренинги в малых группах, индивидуальные занятия с использованием сказкотерапии, кукол, мотивационных бесед, занимательных упражнений.
Сопровождение адаптации учащихся 5х классов к обучению в среднем звене Была проведена диагностика посредством анкетирования, также некоторые дети с повышенной тревожностью были выделены учителями. С ребятами были проведены индивидуальные беседы с использованием тестов характера и темперамента, проведены групповые занятия, направленные на сплочение коллектива.
Сопровождение 1х-4х классов коррекции зрения С классными руководителями поддерживался постоянный контакт, проводились диагностики учащихся на предмет усвоения УУД два раза в год. Также был проведен тренинг общения во 1 «Г», 2 «Г» классах
Предпрофильная и профессиональная ориентация 7-9х классов С помощью методик определялись профессиональные склонности учащихся 7-9 классов, а также их склонности к определённым школьным предметам. По итогам диагностики информация о подходящих профессиях предоставлялись ученикам, классным руководителям и родителям.
Психологическая подготовка к экзаменам 9х, 11х классов С учащимися был проведен цикл из 3х занятий по обучению правильно распределять время при подготовке к экзамену, ребята познакомились с типами темперамента и биоритмов, а также научились управлять своим эмоциональным состоянием. Были предложены упражнения на релаксацию.
Работа с неуспевающими учащимися С неуспевающими учащимися была проведена диагностика познавательной и эмоциональной сфер. По итогам работы были выданы рекомендации учителям, а также проведена мотивационная беседа с учащимся.
Консультативная работа с учащимися и родителями Консультирование осуществлялось на базе диагностики, включало в себя беседу, элементы тренинга, арт-терапии.
Психологическое просвещение учителей Выступления на совещаниях и педсоветах по темам «Адаптация учащихся 5х классов», «Воспитание толерантности в себе и детях», «Профилактика предэкзаменационного стресса», «Кинезиологические движения», «Активизация работы учащихся».
Психологическое просвещение учащихся Были проведены интегрированные уроки на темы- «Умные движения, или физкультминутка для пальцев» в 1 «А», 1 «Г», 1 «Д» классах.

— «Способности и будущая профессия» в 8 «А» классе урок биологии

— «Ценности и их влияние на выбор» в 11 «А» и 10 «А» классе – урок обществознания

— «Мой темперамент и профессия» — в 8х классах.

Профилактика буллинга Для профилактики внутриклассных конфликтов проводились тренинги, беседы с учащимися, которые являются непринимаемыми в коллективе, выдача рекомендаций классным руководителям.
Профилактика суицидального риска Были выданы рекомендации учителям по распознаванию суицидально настроенных учащихся, по итогам наблюдений были проведены беседы с учащимися в подавленном эмоциональном состоянии или трудной жизненной ситуации.
Повышение квалификации Посещение методических объединений, курсов, семинаров, чтение методической литературы.

 

2. Анализ профессиональной деятельности по направлениям

Для решения профессиональных задач работа велась по основным направлениям: консультативное, диагностическое, коррекционно-развивающее, просветительское и методическое, в соответствии с перспективным планом работы

2.1. Диагностическая работа

№ п/п Вид работы Время проведения Результат
Диагностика адаптации первоклассников к школе Сентябрь Диагностика была проведена посредством методики «Рисунок школы», «Рисунок человека», анкетирования учителей, диагностики мотивации. Были выявлены 10 детей с проблемами в адаптации. С такими детьми были проведены дополнительные диагностические и коррекционные мероприятия, направленные на адаптацию и повышение комфортности ребенка в школе.
Профориентационная работа в 9х классов Октябрь Профориентационная работа в параллели 9х классов велась на протяжении двух учебных лет. Выпускники опрошены на предмет выбора профессии и оценки полезности тестов.
Диагностика ценностей 10-11 классов Октябрь По итогам диагностики было выявлено, что лидирующими у старшеклассников являются ценности здоровья, семьи, любви, друзей, познания, удовольствий.Последние места заняли ценности интересная работа, красота, общественное признание.
Диагностика адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене Ноябрь Диагностика была проведена посредством методики «Экспресс-диагностика адаптации», бесед с учителями и социальным педагогом. Выявлены учащиеся с девиантным поведением, с ними проведена диагностическая и коррекционная работа. Наиболее благоприятный климат в 5а, 5б, 5г классах. В 5в проводилась работа с непринимаемыми в классе учащимися.
 

 

 

Профориентация 8х классов Ноябрь Диагностика проводилась с помощью тестов «Карта интересов» и «Дифференциально-диагностический опросник», тест темперамента. Выявлены профессиональные склонности учащихся, ребятам предоставлены их результаты. Также ученики проинформированы о востребованных профессиях и специальностях в учреждениях района.
Диагностика  2х классов Декабрь Проведена диагностика посредством проективной методики «Домики», выявлено эмоциональное отношение детей к предметам, учителю, одноклассникам. С учениками с негативным эмоциональным фоном проведена коррекционная работа.
Диагностика тревожности 9х, 11х классов Январь Проведена диагностика посредством «Экспресс-теста тревожности», Теста Тейлора. С тревожными выпускниками проведены беседы, обучение приёмам расслабления.
Диагностика мотивации обучения, климата и самооценки 1классников Февраль Диагностика проводилась с целью выявить сформированность позиции школьника к середине учебного года, а также проанализировать климат в классе и самооценку детей.По результатам диагностики мотивации обучения выявлено, что у многих детей в классе сформирована позиция школьника, им нравится ходить в школу. Некоторые дети  имеют игровую мотивацию, и школа привлекает их внеучебными сторонами – общение, игры.

С этими ребятами проведены беседы и игровые упражнения на укрепление веры в себя, также рассказаны сказки с использование напальчиковых кукол.

Диагностика познавательного развития 6х классов Март Ученики выполнили 3 задания теста ШТУР, направленные на диагностикуСловесно-логического мышления – умения обобщать, выделять главные признаки, приводить аналогии, усваивать речевые образцы; абстрактно-символического – умения решать задачи, выявлять закономерность. Диагностика выявила как академические способности (математические, словесные),  так и интерес к различным предметам.
Профориентация 7х классов Март Учащимся предоставлены сведения об их профессиональных склонностях, а также даны начальные знания о классификации профессий.
Диагностика 4х классов на готовность к обучению в среднем звене Апрель Ученики выполнили 3 задания теста, направленные на диагностикусловесно-логического и абстрактно-символического мышления и ученики, мышление которых необходимо развивать. В целом все ученики готовы к переходу в среднее звено.
Итоговая диагностика адаптации 1х классов Май Вывод диагностики: учебный процесс положительно сказался на развитии ребят, хорошо развито словесно-логическое мышление, повысились знания об окружающем мире
Итоговая диагностика тревожности выпускников 9х,11х классов Май Проведена диагностика посредством «Экспресс-теста тревожности», Теста Тейлора. Проведено занятие по самопознанию и эффективным методам подготовки к экзаменам с учетом индивидуальных особенностей.

 

2.2. Коррекционная и развивающая работа

 

 №п/п Вид работы Время проведения Оценка результативности
Адаптация первоклассников к обучению в школе Октябрь — апрель Занятия проводились с детьми с неполной адаптацией и дезадаптацией, а также с испытывающими проблемы в обучении.  На занятиях с детьми велись мотивационные беседы, сказкотерапия с использованием напальчиковых кукол. Проводились групповые занятия, направленные на сплочение коллектива и обучению самоконтролю. Детям предлагались занимательные задания для развития интереса к учёбе.
Адаптация 5классников к обучению в среднем звене Ноябрь-декабрь С ребятами, которые показали высокие баллы по тревожности, были проведены беседы, обучение методам снижения напряжения. Также были проведены групповые занятия на сплочение.
Помощь учащимся в трудной жизненной ситуации Октябрь — апрель Занятия направлены на повышение эмоционального благополучия учащихся, адаптацию. Проводятся по программе «Помощь учащимся, находящимся в трудной жизненной ситуации».Результат – обретение навыков уверенного поведения, планирования своей жизни, снижение тревожности.
Психологическая подготовка к экзаменам в 9х и 11х классах Февраль — май Подготовка заключалась в чтении лекций на тему оптимизации ресурсов организма и практических занятий на приобретение навыков релаксации – дыхательные техники, аутотренинг.

 

2.3. Консультативная работа с детьми, родителями, педагогами

1) с детьми

Основные темы консультаций:

  1. Детско-родительские отношения
  2. Взаимодействие и отношения с учителями
  3. Предпрофильная ориентация
  4. Профориентация
  5. Самопознание
  6. Взаимодействие со сверстниками
  7. Личностные особенности и особенности поведения

С некоторыми учениками был проведен целый ряд встреч, во время которых проводились такие упражнения как «Рисунок эмоций», использовались элементы арт-терапии.

В рамках индивидуальных консультаций была проведена индивидуальная диагностика. Были использованы следующие методики: тесты Айзенка, «Пиктограммы», Сложные и Простые аналогии, методика Шульте, психологический возраст, опросник Кейрси, Характерологический опросник Леонгарда, ШТУР, ДДО, Голланд, «Опросник профессиональных склонностей», матрицы Равена и другие.

Б) с родителями

Основные темы консультаций

  1. Детско-родительские отношения
  2. Личностные особенности ребенка и особенности поведения
  3. Конфликты с учителями
  4. Ситуация в классе, где обучается ребенок
  1. Психологическая травма ребенка
  2. Адаптация ребенка

Основные темы консультаций – проблемы, связанные с детско-родительскими отношениями, и индивидуальные особенности детей.

Необходимо отметить, что родителей, посещающих консультации школьного психолога мало, часто родители даже при рекомендации классного руководителя не приходят на консультации, считая это лишним. Тем не менее, работа с ребенком зачастую невозможна без поддержки родителей.

В) с педагогами и администрацией

Основные темы консультаций

  1. Запрос на работу, прояснение запроса, планирование работы с классом
  2. Обратная связь, результаты исследований, рекомендации
  3. Анализ конкретных случаев (анализ проблем, рассмотрение вариантов помощи и рекомендации по конкретным детям
  4. Другое (ШАН, проектная деятельность, подготовка игр и мероприятий и т.д.)
  1. Работа с личными запросами

2.4. Профилактическая работа

Психологическая служба школы приняла профилактические меры в следующих направлениях: профилактика

-школьной неуспешности (групповые дискуссии, тренинги, индивидуальные консультации, занятие на саморегуляцию),

— слабой мотивации к обучению (деловые игры, групповые дискуссии),

— кризисов самоопределения (профориентационная работа и работа по предпрофильной ориентации),

— конфликтных отношений в классе (социометрия, мини-лекции по стратегиям разрешения конфликтных ситуаций),

— проблем социализации (социометрия, тренинги, групповая работа, индивидуальные консультации),

— проблем в детско-родительских отношениях (выступления на родительских собраниях, индивидуальные консультации)

— суицида (подготовка материалов для учителей и классных руководителей, подготовка памятки)

— буллинга (выступление на педсовете, проведение игр на сплочение класса и интеграцию непринимаемых или незаметных детей).

 

2.5. Просветительская работа

1. Выступления на педсоветах по темам

— «Адаптация учащихся 5х классов»,

— «Воспитание толерантности в себе и детях»,

— «Профилактика предэкзаменационного стресса»,

— «Кинезиологические движения»,

— «Активизация работы учащихся».

2. Были проведены интегрированные уроки на темы

— «Умные движения, или физкультминутка для пальцев» в 1 «А», 1 «Г», 1 «Д» классах.

— «Способности и будущая профессия» в 8 «А» классе урок биологии

— «Ценности и их влияние на выбор» в 11 «А» и 10 «А» классе – урок обществознания

— «Мой темперамент и профессия» — в 8х классах

— «Личная безопасность» в 4х-5х классов в преддверии весенних и летних каникул.

 

2.6 Ведение производственной практики

Введение в курс дела молодого специалиста Антоновой И.С., методика работы психолога в начальной школе. Проведение тренингов на сплочение во 2 «Г» классе.

3.Методическая работа

3.1. Участие в работе методического объединения

Участие в круглых столах и семинарах с сентября по июнь на темы

«Мониторинг психологического сопровождения ФГОС»

«Профориентация в школе»

«Итоги учебного года»

«Проведение ПМПК»

3.2.Повышение квалификации

1.Курсы при Раменском доме учителя ««Формирование основ духовно-нравственного и психического здоровья субъектов образовательного процесса»

2.Семинар для учителей в МГУ имени М.В. Ломоносова «Стресс в современной школе»

3.3.Апробация новых методов работы: сказкотерапия с использованием напальчиковых кукол, кинезиологические упражнения, технологический подход к формированию ценностей.

  1. Перспективные направления работы на следующий учебный год

 

1)Систематическое проведение занятий на тему личной безопасности среди учащихся 2-6 классов, включая безопасность в интернете.

 

2)Изучение ценностей учащихся 8-11 классов с целью контроля воспитательного воздействия школы.

 

3)Занятия о психологии и этике семьи.

 

4.Статистический отчет

В ГОУ количество всех классов – 43.

Количество проведенных мероприятий за прошедший учебный год:

 Мероприятия 1- 4 классы 5 — 7 классы 8-11 классы
Консультации Консультации педагогов и родителей — 20 раз  Консультации учащихся, педагогов, родителей – 7 раз  Консультации учащихся- 3 раза, консультации педагогов 12 раз по результатам диагностики
Просвещение  Выдача материалов по вопросам адаптации, познавательного развития  Профориентация – все 7е классы – 3 раза  Психологическая подготовка к экзаменам – все 9е и 11ый класс – лекция – 5 раз.
Коррекционно-развивающая работа 14 чел. из 1х классов, 2 чел. из 2х классов, 3 чел. из 3х класоов  Работа с учащимися 7В – 4раза, 6А – 2, 6В -1.  Практическое занятие по подготовке к экзамену – 5 раз
Диагностика Познавательная сфера 1кл., адаптация 1 кл., диагностика готовности к обучению в среднем звене – все 4е классы.  Диагностика адаптации к среднему звену – все 5е классы – 3 раза,  диагностика интеллекта 6,7е классы – 6 раз, профориентация в 7х классах – 3 раза.Индивидуальная диагностика личности по запросу – 3 раза.  Профориентация 8х классов – 4 раза, диагностика тревожности, типа мышления 8-11 классов — 7 раз. Индивидуальная диагностика личности учащихся по запросу – 2 раза.

 

Comments are closed.